Зачем пишу и для кого? Совесть терзает меня. И потому, что сейчас возникают у меня вопросы, а ответить на них уже некому. Хочу, чтобы это же не повторилось с кем-то из вас, с нашими внуками. Своих прадедов я не знаю совсем, а с дедами жил долгое время вместе и не удосужился расспросить их о их жизни, о жизни своих прадедов. Чувствую себя виноватым. И того, что знал, не запомнил, не сохранил. Тогда всё семейное казалось неважным, неинтересным, ведь впереди целая жизнь… Теперь я понимаю, как много уже утрачено навсегда, и как мало времени, чтобы сохранить то, что осталось.. Живые воспоминания не сохранились… Кроме того, мой дед Сергей написал мне в училище письмо, где подробно описал свой фронтовой путь. Не сохранил…Хочу повиниться...
Любой наш родственник, который узнает ещё что-то или может опровергнуть, пусть дополнит. А этот рассказ посвящаю отцу своей супруги Надежды Неговориной - Николаю Ермолаевичу Неговорину
25 августа 1941 года в возрасте 19 лет Неговорин Николай Ермолаевич был призван в Красную Армию Западным ОРВК Ростовской области. 1 сентября 1941 года был зачислен в Краснодарское Винницкое военно-пехотное училище, 14 марта 1942 года окончил его, имея специальность - командир стрелкового взвода. Приказ Народного Комиссара Обороны № 02/38 о присвоении звания «лейтенант» подписан 2 марта 1942 года – по листку учета кадров в Андреевском райвоенкомате г. Ростова-на-Дону.
Сразу после выпуска в апреле 1942 года был направлен на Крымский фронт командиром стрелкового взвода в сводный офицерский полк. 18 апреля 1942 года зачислен в списки части. Взвод должен был освобождать Крым от немецко-фашистских захватчиков. Но сопротивление противника было сильным, взвод держал оборону Аджимушкайских каменоломен ( в давние времена добывали камень – ракушечник).. Защитники каменоломен заняли огромную подземную сеть тоннелей и пещер, куда были спущены, в том числе, и местные жители. У находившихся в подземельях солдат было мало боеприпасов, проблемы со связью, водой, медикаментами. После окружения была предпринята атака прорваться к Керченскому проливу для последующей переправы к своим. В атаку пошли порядка 8 тысяч солдат. Было уничтожено несколько огневых точек, но сильный огонь противника заставил красноармейцев отступить с большими потерями. Немцы зажали наши части в Аджимушкайских каменоломнях и дали туда слезоточивый газ. 24 мая бойцы стали выходить, так как противогазов на всех не хватало. Так Николай попал в плен. Сразу немцы отправили пленных пешим порядком во Владиславовку. Потом в Бахчисарай, потом в г. Николаев.
По февраль 1944 года был уздником нескольких концлагерей в Румынии. При обстреле бежал из лагеря и около г. Краево встретился с частями Советской армии. Затем длительная проверка спецорганами НКВД. 1 января 1945 года проверка была закончена и Николай был зачислен стрелком во 2 отдельный штурмовой батальон 1057 стрелкового полка 297 стрелковой дивизии 2 Украинского фронта и направлен на фронт под город Будапешт.
18 апреля, при переправе через Дунай , снаряд попал в плот, и все оказались в ледяной воде. После плена молодой организм был сильно ослаблен и истощен. К тому же многомесячная проверка военнопленных проходила в очень жёстких условиях. Из ледяной воды удалось выбраться, но полученная простуда оказалась туберкулёзом. Так Николай попал в госпиталь в Саратов. Находился на излечении с 20 мая до 17 июля 1945 года и был комиссован из Армии на один год. А с 18 апреля до середины мая он находился в санатории близ г. Мишкольца (Венгрия), где и встретил победу. С 1 сентября 1947 года поступил в Ростовский горно-строительный техникум Минугля СССР, а 14 июня 1949 года с отличием его закончил. По распределению был направлен в Красноярский край на только что принятый в эксплуатацию Ирша-Бородинский угольный разрез в качестве строительного десятника.
Всю последующую жизнь был настоящим гражданином с активной жизненной позицией, как будто доказывал своей жизнью, что не по его вине большую часть войны провёл в плену. В 1963 году был назначен начальником передвижной механизированной строительной колонны ПМК-337 и долгие годы возглавлял эту организацию.
В городе Бородино и Рыбинском районе есть много зданий и сооружений, построенных под его руководством:
В городе Бородино: Школа № 68(7), теперь №2; Хлебозавод (ТЦ «Громада»); Детский сад «Светлячок»; Детский дом; Детская музыкальная школа; жилые дома по ул. 9 Мая «косые»; жилые дома между 2 школой и Пожарной частью. В городе Заозерный: Кинотеатр (теперь церковь); Горсовет; ЖД вокзал, школа №1. По Рыбинскому району: Уральская птицефабрика; Рыбинский техникум; Рыбинский ДК; Иршинское СПТУ. И это далеко не весь перечень объектов…
20 декабря 1979 года Николаю Ермолаевичу Неговорину присвоено звание Почетного гражданина города Заозерный. Но все же особой наградой стало присвоение ему почётного звания «Заслуженный строитель РСФСР». Этими званиями в семье очень гордятся.
Ушел из жизни 10 января 1985 года. Похоронен в Бородино.
По информации Ткаченко Сергея Витальевича, записано в 2020 году