Данный сайт использует файлы cookie. Если Вы не против, просто продолжайте им пользоваться.
Шрифт:
Цвета:

Спасибо тебе, двойка!

6 ноября 2020

 

Пятитысячник в Бородино показывали всем гостям. Не надо было спрашивать дорогу к нему – ажурная конструкция экскаватора высотой с десятиэтажный дом всегда была хорошо видна из любой точки карьера. Экскурсанты замирали в восхищении и внимательно слушали рассказы сопровождающего. За сутки экскаватор мог загрузить рекордные пятьдесят  тысяч тонн угля. Очень трудно было загрузить сам пятитысячник на полную мощность – недоставало порожняка, забой был мал дня него,  да еще и другим экскаваторам поменьше нужно было оставлять фронт работ. Экскаватором гордились, его любили, и работать на нем считалось престижным. О своей работе на экскаваторе ЭРШРД-5000 рассказывает первый бригадир «двойки» Вдадимир Иванович Межов. – Коллектив на монтаже был сборный. Работали дружно, но случалось всякое. Как-то нужно было вести монтаж на высоте 57 метров и все отказались. И вот мы с Володей Романюком на этой высоте вдвоем загоняли  домкратами в гнезда двухсоткилограммовые пальцы, чтобы объединить порталы. Работали с помощью мощного крана БК-1000, его в 1977 году специально для сборки гиганта смонтировали.. Сразу после монтажа пятитысячника его разобрали и отправили в другое место.

Когда монтаж подходил к финишу большая часть экипажа прошла стажировку в Казахстане, ведь ЭРШРД под первым номером  уже трудился в забое Экибастуза. Уголь, правда там был другой, но экскаватор - то такой же. Первый уголь пятитысячника был тяжелым, ведь к такому интенсивному потоку угля нужно было привыкать не только нам, но и железнодорожникам. Углярки засыпало под самый верх. Потом будьдозером и вручную выгребали уголь с ж/д путей, освобождали сцепки. Помню, Анатолия Сизова засыпало углем. Он отдалбливал уголь ломом, лом соскользнул и Анатолий ухнул в желоб. Наполнившись, бункер закрылся, и Сизов остался там. Всем стало страшно. Высыпайте! Решили высыпать. Открыли заслонку , и Анатолий, вместе с партией угля «высыпался» в углярку. Живой, здоровый, чумазый.

В нашем коллективе трудился лучший электромеханик разреза Эдуард Пантюхин. Наш машинист – электрик Василий Марченко знал по своей работе все. Я их всех отлично помню: Петр Бураков, Валентин Вельяминов, Александр Летягин и многие другие честно трудились на «двойке». Я многим им обязан, за многое благодарен.

В 1997 году «двойку» решено было демонтировать.

(по материалам книги "Бородино черное золото России")