Среди династий бородинского Погрузочно транспортного управления особое место в истории предприятия и нашего города занимает семья Сырокваш. И начнём мы наш рассказ с главы семьи.
Глава династии Сырокваш Николай Петрович, родился в деревне Рассол Дзержинского района в мае 1925 года. Там же родилась его будущая супруга Татьяна Корнеевна. Ребята с раннего детства дружили, Николай уже стал работать на тракторе, Татьяна не отходила от него - ездила с ним на прицепе в посевную. В дальнейшем создали семью. Вскоре родились дочери Валентина и Галина
В те времена молва о строительстве крупнейшего в России угольного разреза разносилась по всей России. Люди сюда приезжали из самых дальних уголков нашей Родины. И семья Сырокваш не стала исключением. Николай Петрович свой трудовой путь начинал в 1952-ом году – занимался ремонтом паровозов, работал в должности мастера. В качестве поощрения за трудовой опыт дали квартиру в доме по Октябрьской 56, где сейчас фотостудия. Именно туда из родильного дома принес Николай Петрович свою младшею дочь Леночку. Вскоре после этого перебрались в дом по улице Советской, где была возможность держать большое хозяйство.
Эту душевную историю поведала нам наша гостья Елена Николаевна Красноярова. Она же собрала в музее свою дружную семью.
Николай Петрович был отличным рационализатором – придумал механизм, с помощью которого можно было буквально за 20 минут поднять паровоз для ремонта – раньше приходилось привлекать более двадцати человек, чтобы вручную толкать паровоз на эстакаду. Вот, что писала газета «Сталинец» в 1957 году. «Внедрение в производство рационализаторского предложения Николая Петровича Сырокваш помогло предприятию высвободить для других работ 24 человека, ранее занятых в течение 4 часов на подъеме паровоза, и снизить себестоимость ремонта. Если раньше подъем паровоза обходился в двести рублей, то теперь немногим больше сорока рублей».
-Чем отблагодарить тебя? – поздравляя с успехом, говорили Николаю товарищи по работе. - Зачем благодарить меня, это мой подарок Великому Октябрю! , ответил лучший производственник Погрузочно транспортного управления, рационализатор Николай Петрович Сырокваш.
А когда в 1973 году открылся Ремонтно Механический завод, Николая Петровича пригласили в качестве мастера в литейный цех.
Елена получила 8-летние образование в бородинской школе № 68 (сейчас это школа №2). И пыталась определиться с выбором профессии. Несколько раз Елена пыталась поступать в учебные заведения, но понимала, что не её. Поступила на работу на Шинный завод, где познакомилась с отцом своей дочери Татьяны. После рождения дочери вернулась в Бородино, где и начала карьеру на родной земле. Елена Николаевна в Бородинское Погрузочно Транспортное Управление пришла в 1980-ом году. Сначала – кладовщиком в службу СЦБ (служба сигнализации, централизации и блокировки связи). Затем вместе со своей подружкой Галей Анцовой поступила в горный техникум в городе Черногорске.
В это время в Погрузочно Транспортном Управлении организовали отдел снабжения, и Елену Николаевну пригласили на должность заместителя руководителя отдела снабжения. В начале 90-х назначили начальником отдела снабжения. Она уже тогда понимала какие ресурсы нужны компании сейчас, а какие в будущем. Разбиралась как они будут храниться, контролировала их расходование.
С этими и другими обязанностями Елена Николаевна справлялась на отлично. На этой должности она трудилась до выхода на пенсию в 2010 году. Уже к концу карьеры была отмечена высокой наградой - орденом «Трудовой славы» 3-й степени. Но быть пенсионером энергичная, жизнерадостная Елена смогла только несколько месяцев, со смехом вспоминает она. До сих пор на боевом посту!
В угольной отрасли, уже больше 25 лет, продолжает трудиться дочь Татьяна. Работала башмачницей, дежурной стрелочного поста, дежурной по станции, была заместителем начальника станции Угольная-1, позже перешла в отдел главного технолога. Её супруг Евгений – машинист экскаватора. Их дочь Ксения получила юридическое образование, живет в Красноярске, работает в патрульно-постовой службе.
Сын Сергей живет в селе Ирбейское, у него свой бизнес, воспитывает двух сыновей.
Старшая дочь Николая Петровича, Валентина, работала старшим мастером стройгруппы. Внучка Ратаева Елена Валерьевна (дочь Валентины) работала в качестве дежурной по железнодорожной станции 17 лет.
На этом трудовая династия не заканчивается. Транспортному предприятию решила посвятить свою жизнь правнучка Николая Сырокваша – дежурная по железнодорожной станции в службе организации перевозок Екатерина Ратаева.
Влюблен в свою работу и еще один представитель династии Сырокваш – помощник машиниста тепловоза Александр Федоров (сын средней дочери Галины): начинал с профессии стропальщика, потом обучился на осмотрщика-ремонтника вагонов и почти 18 лет проработал в этой профессии. Сейчас работает помощником машиниста тепловоза».
На одном участке, но в другой локомотивной бригаде трудится родной брат Александра – Станислав. Он прошел такой же трудовой путь, и теперь отлично разбирается во всех узлах и агрегатах тепловозов, вагонов, думпкаров.
А если сложить весь трудовой стаж династии Сырокваш в погрузочно транспортном управлении получается 162 года!
Сырокваш Николай Петрович – 19 лет;
Калиниченко Валентина Николаевна – 21 год;
Красноярова Елена Николаевна – 31 год;
Ратаева Елена Валерьевна – 17 лет;
Сидорчук Татьяна Сергеевна – 28 лет;
Федоров Александр Владимирович - 20 лет;
Федоров Станислав Владимирович – 20 лет;
Ратаева Екатерина Витальевна – 6 лет.
Трудовая семейная династия – это гордость любого производства, любой отрасли. Нередко вслед за родителями на производство приходят их дети. Целые поколения сменяют друг друга. От старших к младшим передается мастерство, уважение к профессии. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие предприятия. Так и складываются целые династии. Пример этому - семейная династия Сырокваш.
Вместе с династией в музее встретились друзья и родственники, котрые знакомились с музейными экспозициями, вспоминали трудовые будни, смотрели фильмы за чашкой чая. За встречей пристально наблюдал оператор фонда Мельниченко FM, который прибыл в Бородино за новыми сюжетами.