САНАТОРИЙ САЛЮТ
Краевой детский противотуберкулёзный санаторий «Салют» в городе Бородино был организован в 1952 году. Первоначально профиль санатория был костно-туберкулезный, в начале 60-го он был перепрофилирован в противотуберкулезный легочный. В сезон в санатории получали лечение до 120 детей, направляемых из разных уголков Красноярского края.
Сегодня санаторий рассчитан на 90 мест круглогодичного пребывания для детей от 4 до 15 лет и является специализированным учреждением здравоохранения по профилактике, оздоровлению и лечению детей со всеми формами легочного туберкулёза, а также детей с повышенным риском заболевания.
Вспоминает Кузнецова Зинаида Семеновна, медсестра в санатории «Салют»:
Коллектив наш был просто золотой. Я пришла в 1959 году, когда диспансер уже переехал из п. Камалы в п. Бородино, со второго курса медицинского училища, мне тогда 17 лет было. Всего было 2 отделения : легочное - маленький возраст и средний, а второе отделение костное - самое большое, около 90 человек. Все дети были лежачими, все до единого, потому что у кого был туберкулез позвоночника, у кого тазобедренного сустава, у кого коленного, они все-все лежачие. И вот, сколько нас в отделении было, никто не считался, кто какую должность занимал. Мы их покормим, а у них рефлекс вырабатывался, что после еды надо им в туалет. И никогда не было такого, что «Вот я медсестра, и не буду судно мыть». Все брали и подавали, потому что уход был очень тяжелым. Спрашивали с медицинского персонала строго, потому что те кто с костным были, они в гипсе в кроватках лежали, все смотрели чтобы после обеда крошечки не оставалось, пролежней не было.
Когда я пришла в санаторий, костное отделение было недолго, его потом перевели в Канск, у нас остались только легочные. Проработала в легочном 14 лет, старшей сестрой, потом пришлось уйти в статисты, по состоянию здоровья. Детей очень любили, все что делалось, делалось руками сотрудников. Кроме лечения сколько деревьев было посажено, клубы разбивали, тропинки делали, на картошку ездили. Были у меня и любимчики, к детям же привыкаешь, особенно когда они по несколько месяцев лежат. Вот на этой фотографии я с одним из любимчиков, Сашей Доровских. Врачи тогда приезжали по направлению. Обязательно был рентген, Даниленко Михаил Филиппович на нем работал. Но он приходил к нам из городской больницы. Был физиокабинет. А еще были веранды летние, застекленные. Как только становилось тепло хоть немного, мы вывозили костников на воздушные процедуры, позагорать. В отделение кровати были такие тяжелые, железные, на колесиках, они катались ай-яй-яй как плохо. И вот нужно было 90 детей выкатить на несколько минут и закатить. А полы обычные, деревянные. И еще надо было их обливать каждое утро, раз дети не ходячие. У нас были ванны, большие, стелили туда деревянную доску с дырочками, для слива воды. Вот каждого ребенка надо было вынести перед собой, положить, облить ( закаливающие процедуры ) и унести. Но как-то справлялись, с сердцем работали, усердно. Такой коллектив был, что друг на друга не сваливали, помогали друг другу.
Сначала дети были из обычных семей, а потом с годами стали привозить из интернатов. Но дети то всегда дети, несмотря на условия, из которых они приехали.
Еще вспоминается… перед государственными праздниками демонстрации были. Колонна санатория шла впереди всех и была самая красивая. Там воспитатели так трудились, так украшали что «Ах!». И сами отделения украшали, к праздникам, да так красиво! Вот если зима - так елки в отделении в инее, всё в инее, готовили утренники для детей конкурсы, да и не только для детей, и между воспитателями были конкурсы, «Первый по профессии», например. Места занимали, вот например Людмила Бабаева, несколько раз места занимала.
Потом по состоянию здоровья я ушла, пришли молодые, у них конечно свой стиль работы уже. Да и вообще, при каждом главвраче свой стиль работы. Я вот работала с Мотыгиной Валентиной Ивановной.
Записала Маковецкая Анастасия, сотрудник музея
2018 год