Данный сайт использует файлы cookie. Если Вы не против, просто продолжайте им пользоваться.
Шрифт:
Цвета:

Прибыл я эшелоном №98010

27 апреля 2023

 

Семья Тришиных была многодетная -  отец, мать и шестеро детей: четыре парня и две девочки. Проживали в деревне Рогачево Тумского района Рязанской области. Коля родился 23 февраля 1921 года. После окончания  семи  классов поступил в ФЗО (текстильное училище) и, проработав  совсем немного по специальности,  был призван на срочную службу.  2 ноября 1940 года Ивановским РВК Ивановской области  Николай Иосифович  был направлен на курсы связистов. После обучения  получил направление в 414 полк 125 дивизии 8А в звании сержанта. Полк был расположен в одной из прибалтийских республик – в Литве. Там его и застала война. Полк попал в окружение. Выходили из окружения группами. Долго блуждали по лесам. Вышли к деревне. Там что-то праздновали ( невзирая на  оккупацию). Звучала музыка, молодежь танцевала.  Фашистов в деревне не было. Голодные и изможденные  долгим блужданием солдаты  попросили еды. И тут же у деревенских парней появились автоматы и они взяли в плен всю группу бойцов ( так латыши пособничали  захватчикам). Затем передали их немцам. Началась страшная участь фашистского лагерника.  Пять таких лагерей, пять кругов ада  было пройдено. Освобожден был союзническими войсками  во Франции. Из Франции на корабле  был переправлен в Одессу на пересыльный пункт, где и сохранилась запись под номером 240. Пройдя долгие проверки в 1945 году  эшелоном  №98010, рота №6, число 250 человек, в том числе офицеры 53 чел, сержанты 46чел., рядовые 151 чел. был отправлен ( как им объявили) на  Дальний восток  на войну с Японией. Пока шел эшелон, война закончилась  и всех направили на строительство угольного разреза в Красноярском крае.

Ирша-Бородинский угольный разрез начинали строить киркой и лопатой. 15 мая 1946 года Николай Тришин был зачислен в штат Стройуправления №2 на должность помощника машиниста экскаватора. Затем был переведен машинистом. Самый первый экскаватор «Костромич» под № 11  появился в январе 1946 года.  Он был доставлен со станции Заозерная в разобранном виде. По ходу сборки экскаватор был переоборудован из парового в электрический. Собранный экскаватор с емкостью ковша 0,75 куб.м. поставили рыть неглубокую траншею под железную дорогу, которую тянули от станции Заозерная к  разрезу.  За рычаги этого экскаватора и сел Николай Иосифович Тришин. Вместе с ним работали  И.Г. Куренков, Н.С. Корбатов и Марушев.  В феврале 1948 г. «Костромич»  поставили  на строительство восточной выездной траншеи. Сначала породу грузили в шахтовые самоопрокидывающиеся вагонетки. Один ковш и вагонетка загружена.  Ее вручную откатывали по рельсам тут же проложенной узкоколейки. Затем вагонетки заменили  небольшими  немецкими пузатыми вагонами. Но и здесь не обходилось без ручного труда. Груженые вагоны сначала тянули на отвал ручной  лебедкой. Потом на строительстве появились два узкоколейных паровозика, которые и стали тянуть вагоны. В 1948 году узкоколейку перестроили  на ширококолейные пути. К началу 1947 года «Костромича»  вытеснили немецкие экскаваторы «Демаг» и «Менк» с двухкубовыми ковшами. В сентябре - октябре 1948 года  поступили отечественные экскаваторы  УЗТМ №38 и №40. Монтаж их осуществлялся на промплощадке  вручную, без кранов при помощи трактора и ручного тельфера.

Вскоре Н.И. Тришин переходит на экскаватор УМТЗ помощником машиниста к Марушеву. В 1950 году  был переведен в Ирша-Бородинский угольный разрез  №1 трест «Канскуголь». В архиве разреза хранится приказ, в котором перечислены фамилии рабочих и инженерно-технических работников «переданных на эксплуатацию  Бородинского разреза №1. То есть после сдачи разреза в эксплуатацию , часть его строителей перевели  уже в категорию  горнорабочих. В этом же приказе  указаны основные участки: добычной, вскрышной отвалы, дренажная шахта, мехцех, путевой. Первым начальником  вскрышного  участка был В.В.Сухачов, а первым механиком – В.Т. Широков. Машинисты экскаваторов В.Ф. Белякин, Д.Ф. Гулый, В.А. Лаптев,  Н.И. Тришин.

Жил Николай Иосифович  в землянке, построенной своими руками. В 1947 году познакомился со своей будущей женой Корягиной Клавдией Андреевной. Она разносила (развозила)  обеды горнякам. В 1948 году  родился сын Иван, в 1952 году  дочь Валентина. После рождения детей переселились на ул. Первомайская. Жили в квартире «подселением» - это когда две семьи на одной жилплощади.  В 1955 году  получили собственную отдельную квартиру на «Шестом участке» по ул.Кирова. Времени заниматься домашней работой и воспитанием детей катастрофически не хватало. На работу  отец ходил  пешком через плотину вокруг старого озера, потом по тропинке через парк и дальше до траншеи. Случались аварии на экскаваторе. Ремонт производился непосредственно в траншее. Запасных частей не хватало.  В зимнее время грунт  налипал на ковш. Приходилось греть ковш с помощью костра. Клавдия Андреевна сначала пешком, а потом на  служебной машине  Москвич 401 доставляла  обеды прямо в траншею. За рулем ездила сама, часто брала с собой детей. Во время войны она служила шофером. Профессиональные права получила в 1942 году, любительские в 1958. И только в 60-х годах раскомандировки стали возить на автобусах. После  смены  рабочие стали мыться в бане и менять рабочую одежду на чистую. Со своей женой прожил  более 60 лет. Жили дружно. Двери были открыты для всех. Праздники всегда проводили  в большой компании. Дети выросли,  создали свои  семьи, проживают в Бородино.

Тришин Николай Иосифович работал на вскрышном участке разреза до выхода на пенсию. За годы работы неоднократно был награжден почетными грамотами, денежными премиями, ценными подарками.

Ушел из жизни  06.01.2010. Похоронен на бородинском кладбище.

 

По воспоминаниям дочери Валентины Николаевны Калининой, 2020

 

Тришины Клавдия и Николай с первенцем Иваном, 1950
Тришин Н.И. на экскаваторе, конец 50-х
Праздники отмечали дружно и весело, конец 50-х
Тришин Николай Иосифович, конец 90-ых годов