Данный сайт использует файлы cookie. Если Вы не против, просто продолжайте им пользоваться.
Шрифт:
Цвета:

Иван Иванович. Памяти жертв политических репрессий

12 октября 2022

 

Исмайлов Атахан Курбанович

22 января 1921 г.р.

Деревня Гекляр

Шамахинский район

Азербайджанской СССР

 

  Воспоминания дочери Валентины:

      После объявления войны  отца призвали в армию. Из деревни Гекляр привезли в Баку. Перед отправкой на фронт на двухнедельные военные курсы. Языка не знал вовсе. Под опеку взял земляк - однофамилец  - доглядывал  за 19-летним Атаханом по просьбе матери. Попали в одну часть. Спасал, вытаскивал из воронок. После тяжелой контузии вместе с однофамильцем попали в плен. Когда шли конвоем  по территории европейских стран сердобольные женщины бросали в колону картошку – жалели. Рядом с лагерным бараком оказалось картофельное поле. За картошкой делали вылазки на замороженное поле уже в ноябре. На место в барак попал к осени 1942 года.

Что было в плену, как выжил  – не рассказывал…

       После освобождения союзными войсками был вместе с товарищами переправлен в Союз. Привезли в Сибирь на станцию Заозерная Красноярского края. Распределили на работу на шахту Южная в рабочий поселок Ирша.  Перед входом в шахту висел лозунг «Уголь любой ценой!» Работали отбойными молотками. Было еще тяжелее, чем в плену. Вода доходила до груди – грелись у буржуек. Буржуйки топили женщины – вольнонаемные, грели на них кирпичи. Из кирпичей делали связки (укладывали их в тряпки), обвязывались теплыми кирпичами, и снова в шахту.

     Выделили землянку на ул. Трудовой.  До Ирши (это где-то 7 км по прямой) рабочие ходили пешком. За ночь надо было высушить робу над печкой. Выдавали по булке хлеба в день и махорку. Спасало то, что не курил – махорку и часть хлеба продавал, покупал сахар.

     С Астапенко Полиной Емельяновной, уроженкой  Ирбейского района, из села  Ирбей познакомился  в шахте – она топила те самые буржуйки. Из обрусевших украинцев, приехала в Бородино на заработки.

Поженились в 1946 году. Пол в землянке – земляной. Первенец – сынок умер от простуды (менингит) в том же 1946 году (есть фото похорон, сдано в музей). Полина перешла работать в маленький магазинчик на поселке.

      Дочь Валентина родилась в 1 декабря 1949 года в той самой землянке. Правда  Атахан  поднял ее повыше, уже в виде домика. Сын Саша родился в 23 февраля 1950 года. Отец сколотил деревянный манеж,  из которого зимой детей не выпускали. И ели и спали в этом манеже. Настя родилась 1955 году.

Прямо из роддома ее в одеялке  всем гуртом понесли на новое место жительства. После рождения третьего ребенка  дали комнату в бараке – в перевязочной бывшей больнички. Пол, казалось, был ослепительно красивым, был покрашен желтой краской. Коробка картонная от папирос «Беломорканал» служила комодом. Железная кровать появилась невесть откуда. Мамин брат с востока привез военное суконное одеяло – серое с двумя полосками по бокам. Красота! Соседи в бараке были побогаче, из начальства. Неговорины, Амосовы… Мы дети забегали иногда к ним в гости  по-детски и удивлялись «богатству» - ковры, стол специальный письменный, красивые покрывала.

Вот и свое серое одеяло я решила сделать ковром – намыла полы и постелила на пол. Ох и попало же мне тогда от матери…Так и вынашивала в себе мечту: вырасту – весь дом будет в коврах!

Приходилось днями няньчится с маленькой сестрой Наденькой. А мне 7 лет. Возле барака были заросли крапивы. Так я что удумала, в летний период вырву крапиву на небольшом участке, усажу сестренку на одеялко и гулять! Пока соседи не разоблачили. Опять влетело от строгой матери.

       Отец к тому времени  уже работал кузнецом в Погрузочно –транспортном управлении, мама – стрелочницей там же.

Мамин брат женился на девушке - Марии Астапенко. Проживали в Бородино. Мария работала фотографом в первом в поселке фотоателье. Она очень любила нас, племянников. Часто снимала. Поэтому у нас богатый семейный фотоальбом.

В Азербайджане во время войны умер отец отца. Осталась больная мать, сестра брат. Однофамилец вернулся, рассказал, что Атахан жив и его отправили в сибирскую шахту. Списались.

Атахан часто слал посылки – в основном продукты: сахар, масло. В 1954 году всей семьей поехали к родственникам. В Азербайджане Атахану еще до войны  была сосватана девушка – мать там не приняли. Сказали: пусть уезжает, а ты с детьми оставайся, устроим на работу.

Отец вернулся вместе с матерью. И всю жизнь до самой смерти прожил в сибирском Бородино на улице Пушкина. Звали все его, включая соседей Иван-Ивановичем.  Иван Иванович всю жизнь носил на голове традиционную азербайджансую папаху. Любил своих красавиц-дочерей и хулиганистого сына Александра. Похоронен в Бородино.

На фото Исмайлов Атахан Курбанович и его дочь Валентина (фото Марии Астапенко)

 

 

Записала Л.Соколова