Данный сайт использует файлы cookie. Если Вы не против, просто продолжайте им пользоваться.
Шрифт:
Цвета:

Инженер от Бога

14 января 2021

 

 

 

Пуск разреза Ирша-Бородинский в число действующих угольных предприятий был приурочен ко дню рождения И. В. Сталина  - 21 декабря 1949 года. Уже был  построен технологический комплекс по приему, сортировке и отгрузке угля. Уголь из забоя по транспортерной лете должен был подниматься на эстакаду с приемным бункером, откуда его через заслонку загружали в самосвалы. Держались уже установившиеся и все крепчавшие сибирские морозы. С большим трудом привели в движение транспортеры, холостая прокрутка прошла успешно. Опустили на транспортерные ленты первые ковши угля. Минуты торжественные и ответственные. Все с тревогой и нетерпением ожидали результаты четырехлетнего напряженного труда многочисленного коллектива. Однако результаты оказались неутешительными. От теплого влажного угля поднимался пар, затрудняя видимость,  уголь покрывался инеем, скользил и заполнял до отказа приемный бункер. Транспортер останавливался. Замерзала и не открывалась заслонка. Рабочие с ломами и лопатами разгребали завалы на ленте и в бункере. Погрузка то и дело прекращалась. Так повторялось беспрерывно несколько суток. Несостоятельность комплекса была очевидной. И это только при двадцати пяти  градусах мороза. А что будет при сорока? На строительство комплекса были затрачены колоссальные средства и время   даже без учета трудовых затрат тысячного контингента заключенных, которые работали за горбушку хлеба и миску похлебки. Отказаться от комплекса – уголовное преступление. И кому-то надо было брать на себя ответственность за иное решение задачи.

Взялся за это инженер Анатолий Иванович Левковский, прибывший в Бородино незадолго до ввода разреза в эксплуатацию. Его решительные действия по отгрузке угля прямо в забое  непосредственно в полувагоны решало возникшую проблему. Но для этого надо было проложить более километра железнодорожных путей прямо в забой по непролазным местам и по уже промерзшей болотистой местности – торфяной трясины. Левковский сутками не уходил с места работы, пищу ему возили к экскаватору. Больше двух месяцев длилась героическая эпопея инженера и рабочих.

И вот подведен путь, поданы полувагоны. Экскаватор понес первый ковш угля и в считанные минуты загрузил медленно движущийся полувагон, второй, третий, весь состав и все пошло своим чередом. Время показало- только так. Итак, 5 марта 1950 года пошел большой уголь, и идет он без остановки уже более  70 лет .

Анатолий Решетень