Данный сайт использует файлы cookie. Если Вы не против, просто продолжайте им пользоваться.
Шрифт:
Цвета:

АРИСТОКРАТ ЛЫЖНОГО СПОРТА

24 марта 2025

 

Аристократ лыжного спорта

 

     Когда я впервые увидел Гарри Андреевича, то просто застыл соляным столбом. По школьному коридору навстречу мне шел редкостно привлекательный мужчина, настоящий джентельмен: благородные черты лица, прямая спина, легкая походка, идеальные стрелки на брюках, голубая динамовская «олимпийка» с расстегнутой молнией ворота, белоснежная рубашка с галстуком. И ювелирный пробор в коротко стриженных волосах. Короче, Омар Шариф не в кино, а наяву. Это сейчас я понимаю, что такое харизма, шарм, обаяние. А  в те годы меня просто как магнитом тянуло к этому человеку, неосознанно. Так хотелось заглянуть к учителю в «каморку» - бытовку, переброситься парой слов, и не просто так, а по делу, потому что с некоторых пор был принят в его ближайший круг – лыжную секцию.

Первые беговые лыжи с ботинками – верх моих мальчишеских грез. Я получал их с трепетом, как боец, принимающий из рук командира именное оружие. И неважно, что одна лыжа была «Кировская», а другая «Кавказ». Счастье состояло в том, что меня приняли в число посвященных, тех, для кого спорт не забава.

Он, конечно же,  учился вместе с нами, продвигаясь в этой науке, нащупывая верную методику и вырастая постепенно из учителя физкультуры в выдающегося воспитателя великих чемпионов, среди которых есть и олимпийские герои. За этим периодом его жизни я наблюдал уже издалека и с неослабленным вниманием. И когда Оля Пылева «сделала» всех на Олимпиаде, а имя Гарри Андреевича и название моего города прозвучали на всю планету, я орал и плакал у телевизора. Я тряс окружающих за плечи и вопил как ненормальный: Это мой тренер, мой Гарик! Это моя Ольга и моё Бородино!

Чему научил меня Гарри Андреевич Эллер? У лыжников есть такой профессиональный термин – терпение. Это когда силы уже иссякли, в глазах темно, а впереди еще в подъеме «тещин язык», который надо отработать неизвестно чем и, главное, неизвестно зачем, когда уже, кажется, ни смысла, ни логики в дальнейших действиях нет. Вот тогда и наступает этот этап мучительного терпения. В эти томительные секунды голос Гарри Андреевича слышится как бы издалека: Терпи! Терпи! Спуск рядом, в четырех секундах хода, терпи!» И он ведет тебя, подсказывает правильный ритм работы. И ты сквозь лютую ненависть к себе, к нему, к лошадиному этому спорту добираешься, наконец, до вершины. Во время спуска силы потихоньку возвращаются, и ты снова звереешь, но совсем уже по-другому, потому что финиш совсем близко, и надо удержать в этих четырех секундах соперника, выгрызающего так же как и ты это мерзлое пространство… Счастье победного финиша в картинках, которые заботливо сохранил твой мозг, выглядит так: замерзшие слезы на покрытом инеем заиндивевшем лице, товарищи, крепко обнимающие и теребящие тебя, и – о чудо! – бочковой сладости горячий кофе с молоком - никогда ничего вкуснее не пробовал! Так что терпение, конечно, это обязательное условие победы и …счастья. С ним не рождаются, ему настойчиво учат, его воспитывают. Право слово, мне с Учителем сильно повезло.

Если бы он стал тренером по гимнастике, то его именем, наверняка, назвали бы несколько элементов: перелет Эллера, сальто Эллера…  а в  фигурном катании появился бы тройной Эллер. Но он тренирует лыжников и биатлонистов. Поэтому надо поскорее ввести в эти виды спорта единицу измерения профессионализма, назвав ее один Эллер – сплав терпения, целеустремленности и культуры.

С Гарри Андреевичем встретились перед его 70-летним юбилеем. И когда он вышел на сцену, у меня снова, как в детстве, перехватило дыхание: все такой же красавец, умом можно тронуться! Прямая спина, легкая юношеская походка, белоснежная рубашка, косой пробор теперь уже в ослепительно седых волосах. А в манере держаться и говорить, как и прежде, скромность, чувство собственного достоинства и культура. Настоящие, не показные.

 

Сергей Шалагин – Заслуженный артист России, руководитель театра «Петербургская оперетта», ученик Гарри Эллера

 

Гарри Эллер с олимпийской чемпионкой Ольгой Медведцевой и серебряным призером Олимпиады Ольгой Ромасько
Гарри Андреевич Эллер, конец90-х
Родители Андрей (Генрих) и Катерина, 50-ыег